«Уют» 220/10 (РЗЭП)
Этот, в целом довольно незамысловатый, тип гирлянды выделяется из прочей советской продукции своими внушительными габаритами: диаметр фонарика почти 50, а высота – целых 80мм! Каждый фонарик по размерам и весу вполне соответствует небольшому светильнику-ночнику на 220В. Долгое время этот феномен не удавалось как-то разумно объяснить, пока с подачи Антона (moscow_2017) в сети не обнаружилась вот эта крайне любопытная немецкая гирлянда. Если предположить, что именно тот дизайн послужил первоисточником идеи, то всё становится на свои места – данная гирлянда задумана для двух вариантов применения. Первое из них – настольное (фонарики просто ставятся на стол «вниз головой»), второе – подвесное (причём судя по конструкции крючков и рисунку на упаковке, рассчитанное на подвешивание с использованием тросиков). И тот, и другой вариант вполне типичны для Европы, т.е. фактически эта гирлянда является не ёлочной, а просто декоративной (для СССР – понятие весьма редкое и абстрактное). В общем, какими судьбами эта конструкция (также в варианте «Фонарик») попала в советское массовое производство – видимо так и останется загадкой. Ну, это уже неважно, главное что основная идея теперь ясна.
Первые две гирлянды такого типа были куплены мною новыми в 1995 году в частном магазине «Свет», который только-только тогда открылся у нас в районе. По сути, это была первая возможность приобрести специальные гирлянды не для ёлки, а именно для освещения комнат. Мне тогда достались экземпляры московского производства (от МПЭК) и уже постсоветского происхождения, что неизбежно сказалось на качестве. Фонарики были собраны крайне неаккуратно, со щелями и на толстом проводе в двойной изоляции, который не влезал в положенные отверстия. Но самым неприятным оказалось качество пластика на цветных рассеивателях – очевидно, из-за какого-то нарушения технологии он оказался очень хрупким и весь пошёл трещинами, особенно у синих вариантов. Начало даже доходить до того, что от этих синих плафончиков стали самопроизвольно отваливаться кусочки со стороны горловины, без которых плафон переставал держаться и которые мне приходилось подклеивать клеем для полистирола «Моделист»
За минувшие годы эти гирлянды настолько хорошо вписались в новогоднее оформление комнат и полюбились всем, кто их видел, что мне захотелось как-то подстраховаться на случай полного самоуничтожения части плафонов. В первую очередь мною была сделана 3D модель плафона и закуплен прозрачный синий пластик для его печати (надеюсь, что сама печать тоже случится в самом ближайшем времени). И уже после этого мне на глаза попался экземпляр, представленный на данной странице – соблазн оказался столь велик, что я не устоял . И вот в моём распоряжении есть уже два образца «Уюта», которые так и просятся на сравнительный анализ.
При взгляде с некоторого расстояния, эти гирлянды от РЗЭП и МПЭК кажутся абсолютно одинаковыми. Однако более детальное изучение показывает, что хотя они совершенно очевидно выпускались по одному и тому же «лекалу», реализация всё же немножко отличается. Например, в основаниях фонариков здесь имеются некие технологические отверстия (фото 9), назначение которых не очень понятно с учётом, что они не сквозные. Гирлянда от РЗЭП собрана на шнуре в одинарной изоляции и имеет евровилку (к слову, сильно напоминающую ГДРовскую), в то время как у гирлянды от МПЭК шнур в двойной изоляции и литая вилка чисто советского образца (и это несмотря на постсоветский выпуск!). Кстати, именно из-за этой дурацкой вилки я вынужден всегда вручную включать свои старые «Уюты» в старые же розетки (хотя уже давно есть возможность использовать дистанционно управляемые через умный дом современные розетки Шуко). Наконец, качество пресловутых плафончиков тоже заметно отличается – у варианта от МПЭК они все идеально ровные, хорошо сидят на основаниях и не имеют ни единой трещины. Подводя итог, можно сказать, что рязанская версия получилась намного ближе к немецкому прототипу – видимо, серьёзность предприятия сказалась.
Отдельно остановимся на упаковке. По не совсем понятным причинам в обоих случаях она сделана из какого-то сверхтонкого картона, больше напоминающего по прочности чертёжный ватман Причём у московского варианта он ещё и белый, что только усиливает это впечатление. Полиграфия московского варианта напечатана прямо на самой коробке, а у рязанского она находится на бумажном листе, одновременно служащим для запечатывания упаковки (фото 2). Кстати, на цветном фото фонарики показаны именно лежащими вниз головой, что лишний раз подтверждает их основное назначение – декоративное освещение праздничного стола. Вообще эта идея сама по себе хороша, но в данном случае уж больно труднореализуема: провод между фонариками ну настолько жёсткий, что они ни в какую не хотят стоять на столе ровно . Может быть, их предполагалось как-то привинчивать?..
Размеры и пропорции коробок от МПЭК и РЗЭП довольно существенно отличаются (44х20х10 против 37х25х7см), причём в коробке от РЗЭП даже попытались изобразить ложемент, похожий на немецкий оригинал (фото 4). Однако так как сделан он из такого же тонкого картона, как и всё остальное, толку от него оказалось немного . При всём при этом рязанский комплект не дороже, а даже дешевле московского на целые 30 копеек – а это, между прочим, стоимость целого настоящего Советского Стартёра
В комплекте гирлянды оказалось 2 родные запасные лампочки, завёрнутые... ну конечно же, в её паспорт (фото 5). Впрочем, от этого паспорта толку мало: составлен он явно на отшибись, т.к. полезной информации практически не содержит, в отличие от целого набора перлов. На нём даже нет ни названия и типа гирлянд, к которым он относится, ни малейших намёков на производителя и его координаты! Далее, из сего документа мы с удивлением узнаём, что оказывается, гирлянда всё-таки предназначена для освещения новогодних ёлок (п. 1.1); включать её можно только в сеть частотой 50+3Гц (п. 1.2), потребляемая мощность не более 65Вт (п. 1.3) . Стоит ли говорить, что всё это – враньё?) Хотя конечно 25 ватт – это тоже «не более 65», значит в этом пункте всё-таки не соврали
Отдельная, почти детективная, история наблюдается с датой выпуска. На упаковке виден размытый штамп «... НОЯ 199/» – с одинаковым успехом это может быть как 1991, так и 1994 или 1997. Однако более точно определить это по косвенным признакам не удаётся, так как число аргументов за каждую дату примерно одинаково. Например, за 1991 год говорит то, что:
- На упаковке присутствует госцена 7р. 70к. – для 1991 г. это ещё допустимо, но уж точно не позднее;
- На запасных лампочках МН26-0,12-1 брестского производства стоит 1990 год выпуска. Не выдерживали же их 7 лет в подвалах, как хорошее шампанское ;
- Да и собственно сам штемпель с датой советского образца – такие исчезли довольно быстро, уступив место импортным аналогам с другим начертанием шрифта.
Аргументы за 1994/97 год:
- Вилка. Вполне
толерантныйсовременный еврообразец (сравним, кстати, с кондовой вилкой от МПЭК). Причём гирлянда от МПЭК выпущена аж в 1995 году! С другой стороны, такие вилки вполне могли бы выпускаться и во времена СССР, по крайней мере я свидетель, что у некоторой техники они точно были ещё в начале 1980-х; - Знак РСТ в виде штемпеля (фото 7). Вроде бы никак не могло такого быть в СССР – с другой стороны, его чисто теоретически могли поставить и позже, например для продажи складских остатков. Хотя в эту версию верится и не очень, всё равно этот штемпель как-то совсем плохо сочетается с советской госценой – в лихие 90-е эти цены всегда с остервенением вымарывали (ставя сплошной прямоугольный штамп поверх), заклеивали (как в версии от МПЭК) либо забивали новыми.
В общем, будем считать, что перед нами гирлянда полностью советского образца, но выпущенная «где-то в 90-е», и с глобальной точки зрения конкретная дата сути дела не меняет