«Фотон» (осветитель) (АОМЗ)
Поскольку на сайте уже есть такой экземпляр, «Фотон» (осветитель) (АОМЗ), эта статья выступит дополнением к нему.
Был приобретён автором в сентябре 89г. для использования по прямому назначению. Сохранился полный комплект, представленный на фото, в который входят кронштейн для крепления на камеру, запасная лампа в оригинальной упаковке и тех. паспорт.
Данный фонарь, являющийся предшественником накамерного света и дистанционных подсвечивающих фотовспышек, предназначен для освещения в любительской кинофотосъёмке.
Использована лампа КГ-220-500-1, которая приведена на фото. Читается маркировка, нанесённая на кварцевую трубку. Свет фонаря жёсткий, ничем не смягчённый и поделать с этим что-то трудно. Иногда это удавалось, направив свет в потолок.
К его достоинствам можно отнести то, что, в отличие от фотовспышек, а моделирующего режима их света тогда ещё не знали, характер освещения виден сразу. Слишком оно жёсткое или нет, достаточное или нет, как ложатся тени и пр. Всё остальное это, увы, недостатки. Которые, впрочем, относятся не к самому прибору и его конструкции, а к использованию такого вида освещения. Начиная от энергопотребления и того, что возможности и мобильность фотографа или кинооператора ограничивались числом доступных электророзеток в помещении и длиной шнура фонаря.
При съемке на цветные фотоматериалы необходимо было учитывать, что его цветовая температура 3200К ниже дневного света и нужно брать фотоплёнку с индексом Л для отечественных (например, ЦНЛ-90) или T(tungsten) для импортных, например, Kodak 160T, или использовать конверсионный светофильтр с потерей светочувствительности. В последний раз фонарь использовался по прямому назначению именно с плёнкой Kodak 160T, обеспечив идеальную цветопередачу. Если снимать с ним на чёрно-белые фотоматериалы, номинальная чувствительность тогдашней плёнки типа Фото-64 или 125 к такому свету была ниже и это тоже нужно было учитывать. Кроме Фото-250, которая была оптимизирована к такому освещению и без манипуляций с проявкой давала 320ед. Старые фотопроцессы, в самом прямом смысле тёплая ламповая классическая фотография. Такой вот кусок истории тянет за собой один-единственный экспонат.
К счастью или увы, в нынешние времена матриц и баланса белого это всё в прошлом.
Конструкция фонаря проста. Рефлектор с гнёздами под лампу, ограничивающие световой поток сверху и снизу створки, защитная решётка, без которой эксплуатация воспрещалась. Видимо, должна была хоть как-то защищать от случайного контакта с раскалённой лампой или от выпадения раскалённых частей при её разрушении, а также от касания лампы пальцами, когда он выключен: оставленный на колбе отпечаток пальца мог привести к разрушению лампы при работе.
Сзади на корпусе расположен выключатель. Место расположения удобное, под большой палец, если взяться за рукоятку. В её основании - резьбовое гнездо для крепления на штатив или прилагающийся кронштейн.
Да, госцена была указана 23руб., что по тем временам немало. Но, учитывая, что каждая лампа стоила 8р, как пропечатано в её маркировке прямо на колбе, то 7руб. за сам фонарь это вполне нормально.