Светильник вагонный односторонний (КВЗ)
Светильник односторонний образца КВЗ. Именно он стоял в коридорах, туалетах, тамбурах и купе проводника (версия с тумблером) вагонов производства Калининского вагоностроительного завода (ныне ТВЗ).
Размеры светильника (ДхШхВ): 250х200х85. Конструкция простая: штампованное основание с приваренными петлями, крючком замка, и кронштейном патрона. Патрон В22d-220МН пр-ва Ашасветотехника. На петлях крепится рамка с плафоном из силикатного стекла. Плафон держится на загибаемых лапках, приваренных к рамке. Так же на рамке закреплён подпружиненный замок. Для исключения дребезга под стекло установлена резиновая прокладка. При капитальных ремонтах вагонов эту прокладку часто выкидывают, отчего плафоны на стыках звенят. Наблюдал несколько версий этого светильника: окрашенную с хромированным "винтом" замка, полностью окрашенную, никелированную (фото 9 и 10), с тумблером (для тамбуров и купе проводника). Для увеличения высоты прохода в тамбурах и коридорах он устанавливается в специальное вогнутое ложе, в туалете (на стене) - с фанерной проставкой 20мм (затылок основания выпирает назад на 15мм). По факту спокойно переваривает лампу на 60Вт.
Этот светильник прошёл небольшую реставрацию, ибо был в 4-х слоях краски: заводской белой (нанесена по грунту), бежевой, светло-серой и серой... совсем не привлекательно. Израсходовав 250мл смывки краски, добрался до заводского слоя. Он сдавался совсем неохотно, приходилось делать царапки на краске отвёрткой, чтоб его начинала поднимать смывка. С обратной стороны рамки и затылок светильника обрабатывать не стал, рамка изнутри покрашена по заводской краске, а затылок основания оставлен в заводском виде. Фанерная проставка зашкурена и заново покрыта лаком. Получился не 100% оригинал по внешнему виду, но очень близко.
В 2010 году этот светильник ещё выпускался (для ремонта вагонов). От советских они отличаются порошковой окраской и стеклом с более редкими и крупными трёхлучевыми "звёздочками".
Родословная этого светильника уходит в конец 40-х годов, когда КВЗ освоил выпуск цельнометаллических вагонов. В этих вагонах была интересная двухсторонняя версия этого светильника: он стоял в стенке между купешками (над проходами) и светил в обе стороны, имея стёкла с обоих сторон и 2 лампы Ж54-25, расположенных диагонально. У плафона декор был побогаче, и рамка с 3 гофрами по центру.