Реставрация светильников ОКПВм (2013 г.)
Польские светильники ОКПВм в 70/80-е годы прошлого века успели стать настоящей классикой советского общественного освещения, наравне с отечественными сериями ЛПО и др. Хотя по качеству исполнения и внешнему виду они не представляли собой ничего выдающегося по сравнению с многими моделями производства СССР, всё же в них чувствовался некий лёгкий «импортный шарм». Наверно, таким же ощущением объясняется то, что соседский борщ всегда пахнет вкуснее, чем тот, что изо дня в день варится на твоей кухне
Так или иначе, эти светильники заняли своё место в истории отечественного освещения, и хотелось бы их сохранить. В то же время, оба экземпляра, оказавшиеся в моём распоряжении, к 2013 году находились в весьма плачевном состоянии. Первый светильник (рис. 1) был найден в конце 80-х с погнутым, основательно поржавевшим сзади корпусом и одним буквально развалившимся дросселем (хотя и сохранившим работоспособность ). В том же году корпус был слегка подремонтирован, а неисправный дроссель заменён на 1И40 017-й серии производства «Ватры». Несколькими месяцами позднее к этому светильнику был найден частично сломанный плафон. В такой, с позволения сказать, «комплектации» он в разные годы использовался в городской квартире и нескольких помещениях дачи.
Похожая судьба была и у второго светильника этой серии. Он был найден в середине 90-х годов без плафона и с поломанными патронами, и все эти годы с одной лампой работал в чердачном помещении дачи. За время нахождения фактически на открытом воздухе его корпус начал ощутимо ржаветь. В начале 2000-х для обоих светильников удалось найти целые плафоны, однако они были по-видимому сняты из какого-то помещения после ремонта, в результате чего были основательно вымазаны белой масляной краской.
В 2013 году было запланировано и осуществлено комплексное мероприятие по восстановлению обоих светильников до состояния, максимально близкого к заводскому, с одновременной передачей их для работы на новом объекте. На первом этапе их корпуса были освобождены от всех съёмных элементов (рис. 2,3):
Затем корпуса были тщательно вымыты и очищены от ржавчины и остатков клея и поролона, служившего уплотнителем для рассеивателей (рис. 4).
После тщательной сушки следующей операцией является покраска. Для достижения результатов, максимально близких с покраской в заводских условиях, следует окрашивать корпус белой глянцевой краской из распылителя, с нанесением нескольких слоёв. В нашем случае была использована глянцевая нитроэмаль в аэрозольном баллончике, приобретённая в строительном магазине. В процессе окраски очень важно соблюдать оптимальное расстояние между распылителем и окрашиваемой поверхностью, в противном случае на поверхности могут появляться сгустки и потёки краски, либо наоборот – адгезия нанесенного слоя будет очень плохой (поверхность будет пачкаться даже после полного высыхания). С учётом реальной токсичности паров (в чём я, к сожалению, убедился лично ) окраску нужно выполнять в респираторе или как минимум – на открытом воздухе. Во втором случае прибавляется дополнительная забота – следить, чтобы на свежеокрашенную поверхность не попадала различная грязь и особенно насекомые. Поэтому к выбору места, времени дня и даже погоды для окрашивания нужно подходить очень ответственно . Свежеокрашенные корпуса показаны на рис. 5.
Ещё одним нюансом, связанным с покраской, является очерёдность окраски сторон корпуса. Начинать следует, как ни странно, с задней (тыльной) стороны. Это объясняется тем, что в дальнейшем корпус предстоит перевернуть, и свежеокрашенная сторона может приобрести незначительные дефекты, например к ней прилипнет пыль с подложки. Разумеется, всё это не очень существенно и сравнительно нетрудно устраняется, но дабы не делать лишней работы, лучше себя подстраховать. Или как вариант – использовать заводской приём окраски, подвешивая корпус на крюк с возможностью доступа к нему со всех сторон.
По завершению окраски перед следующим этапом желательно выдержать паузу в 1-2 недели, чтобы дать краске полностью высохнуть. В противном случае поверхность будет очень маркая. Следующей стадией работы является установка электрических компонентов и сборка схемы. Здесь нужно сделать небольшой экскурс в родную конструкцию светильника ОКПВм. В нём должны быть применены родные польские ПРА типа FL4000 и FL4000C (с конденсатором), оригинальные стоечные патроны и стартёродержатели из тонкой белой пластмассы и держатели проводов в виде хомутиков из полиэтилена. В качестве клеммной колодки используется вырезанная часть обычного клеммника, с тремя контактами (L, N, PE). Главная беда старых, много работавших светильников ОКПВм – деградация всех пластмассовых частей и деталей, вплоть до их рассыпания на части. Например, в восстанавливаемых экземплярах светильников был сломан один ламповый патрон, заменены все стартёрные патроны, рассыпались почти все хомуты и корпуса клеммников. Что весьма неприятно, так как эти детали исключительно родные и в настоящий момент практически не доставаемы. Это нужно учитывать всем, кто планирует приобрести или восстановить подобные светильники.
В рамках проекта по восстановлению относительно запчастей было принято следующее решение: ламповый патрон заменить на имеющийся в запасе аналогичный; стартёрные патроны, с учётом их ненадёжности (несмотря на наличие в запасе) – установить советские; уцелевшие родные держатели проводов распределить поровну между светильниками; новые клеммные колодки заменить на вырезанные из современных клеммников соответствующего внутреннего диаметра. Что касается ПРА, неродной дроссель был заменён на «правильный», все корпуса аппаратов были заново окрашены (кроме поверхностей с маркировкой). Почти собранный первый светильник показан на рис. 6 (слева).
Как выяснилось, при сборке нескольких одинаковых светильников очень удобно вначале собрать первый, а затем копировать его как образец. Когда корпуса были готовы, наступило время заниматься рассеивателями. Первоначальное состояние их было следующим (рис. 7,8):
Напомним, что грязь на рассеивателях оказалась несмываемой (старая масляная краска). Кроме того, имелись многочисленные потёки ржавчины. Для удаления всего этого безобразия было решено использовать сильную щёлочь. Надо сказать, данный метод был опробован ранее и зарекомендовал себя вполне успешно. Не стал исключением и данный случай. Тем, кто захочет воспользоваться аналогичными химикатами, на всякий случай напомним, что работать с ними нужно только в перчатках, а желательно ещё и в очках.
Результат проделанной работы по восстановлению светильников ОКПВм можно увидеть на следующих фото.