DURSTLAMP 240V 150W (Durst)
Опаловая фотолампа Е27 240В 150Вт из набора для конверсии фотоувеличителя Durst M670 Color в конденсорный вариант для чёрно-белой фотопечати. На колбе самой лампы нанесена маркировка DURST (фото 2), однако, это, вероятнее всего, ребрендинг, т.к. сама DURST Phototechinik производила фотооборудование, но едва ли лампы накаливания. Впрочем, на коробке указано, что изготовлено и отпечатано в Италии. На оригинальной коробке также содержится надпись о том, что лампа для фотоувеличителей марки Durst на 4-х языках по сторонам коробки, а также её номинальное напряжение и мощность. Годы производства также неизвестны: из полезной информации есть только серийный номер сменной головки фотоувеличителя из набора, по которому год можно установить разве что у производителя. Поскольку модель фотоувеличителя, для которой предназначен этот набор, производилась во второй половине 90-х (мой, в частности, датирован 1996г.), то разумно будет предположить, что данные наборы предназначались для поддержания спроса в период спада интереса к ручной цветной фотопечати в связи с распространением минилабов для форматной печати до 30х45см. с возможностью цветокоррекции, а также неумолимой "цифровизации" фотопечати, который приходится на начало 2000-ных.
Несколько слов о том, зачем это всё было нужно, вместе с лампой.
Строго говоря, печатать вручную ч/б фотографии по классическому ч/б darkroom-фотопроцессу можно и на увеличителе с цветосмесительной головкой и к тому же здесь не нужны корректирующие светофильтры для мультиконтрастной фотобумаги, нужна лишь хорошо известная таблица значений пурпурного и жёлтого фильтров для достижения заданного контраста. Но, в схеме с цветосмесительной головкой меньше мощность лампы, хоть она и галогенка с рефлектором, значительны потери света на переотражения в цветосмесительной шахте, что приводит к трудностям при печати форматов 30х40см. и выше: падение освещённости, тяжелее навести на резкость, длинные выдержки, 45с. и выше. Конденсорный вариант с обычной лампой накаливания даёт лучшую освещённость и резкость, хотя и требует операции центровки лампы для обеспечения равномерной освещённости по всему полю. Ну и набора светофильтров, градация которых - полступени контраста, тогда как с цветосмесительной головкой теоретически она может быть любой. Каковы фактические преимущества данного набора перед "цветным" вариантом - сказать трудно, т.к. "по-боевому" его так и не использовал, а печать форматом свыше 30х40см. так и не сложилась и в обозримом будущем её не предвидится.
"Приехало" это лет 6-8 назад с eBay аж из Брисбена. Поэтому, у ламподержателя заменён сетевой шнур. 3-контактная вилка оригинального шнура видна на фото всего набора в коробке. Собственно, "конверсия" увеличителя в ч/б вариант довольно проста: снимается цветосмесительная головка, ламподержатель (внизу на фото 3,4) вставляется в гнездо фотоувеличителя, после чего в него вворачивается лампа. Затем устанавливается конденсорная головка (на фото 3,4 сверху) и собственно к ней прикручивается блок конденсора, входящий в комплект. Лоток светофильтров также занимает своё место в гнезде головки. Затем лампу нужно отцентровать, перемещая ламподержатель в гнезде вверх или вниз таким образом, чтобы достигалось равномерное освещение по всей площади проекции.