ТЛЖ-3-1, ТЛО-3-2, ТЛЗ-3-1, ТЛГ-3-2


Тип:  ТЛЖ-3-1  ТЛО-3-2  ТЛЗ-3-1  ТЛГ-3-2  
Страна происхождения: 
Дата выпуска:  1970...1979
 

Достался комплект из 5 индикаторных ламп – Безымянная КРАСНАЯ, ТЛЖ-3-1, ТЛО-3-2, ТЛЗ-3-1 и ТЛГ-3-2. Завод-изготовитель МЭЛЗ, дата изготовления – начало 70-х, начало 90-х годов.

Лампы индикаторные тлеющего разряда  с рабочим напряжением 220 или 380В. Применяются для индикации и сигнализации в различной электротехнической аппаратуре, используются в светосигнальной арматуре АСЛ. Также используются в цепях постоянного и переменного тока, при этом они должны включаться в цепь последовательно с балластным сопротивлением.

Существует несколько вариантов таких индикаторов, маленькие и большие, они также отличаются индексом, -1 рассчитаны на работу при напряжении 127 (однофазная сеть) или 220 (трехфазная сеть, подключение межфазное) вольт, а -2 при напряжении 220 (однофазная сеть, подключение фаза-ноль) или 380 (трехфазная есть, подключение межфазное) вольт. 

Цвет свечения люминофоров – Красный, Желтый, Оранжевый, Зеленый и Голубой.

Что касается наполнения, то тут есть разница – в желтом, зеленом и голубом индикаторах наполнение аргоново-ртутное. А вот в индикаторе с оранжевым люминофором наполнение неоновое, в этом я убежден, потому что у меня их много, ну и я решил с дублей содрать цоколи да посмотреть на разряд через прозрачную часть стекла.


Что касается красного идикатора – насколько мне стало известно по словам ув. Dominique, существовали индикаторы из этой же серии, но с красным свечением люминофора. Так вот, походу мне как раз и попался тот самый загадочный и неведомый зверек. Еще, также мне стало известно, что эти красные неонки были выпущены не то опытной партией, не то под заказ, не то вовсе дальше прототипов в серию так и не пошли.

Что касается цвета люминофора – на самом деле, люминофор светится более малиновым и однотонным цветом. Наполнение – скорей всего, неоновое, а не аргоново-ртутное. Хотя фиг его знает, "опытные" жи Biggrin

P.S. Так как даты изготовления ламп раскиданы аж на 3 десятилетия, то перечислю их тут:

ТЛЖ-3-1 – 8901.
ТЛО-3-2 – 0281.
ТЛЗ-3-1 – 9008.
ТЛГ-3-2 – 87-07.

Из коллекции OMEGATRON. Добавлено: сб, 18.08.18, 04:45
(3)

Комментарии

Даа, в семидесятые голубые были самые крутые. Где-то тогда мне и досталась такая. Чтобы досыта насладится этим чудом, сделал из неё ночник. И каждый вечер засыпал видя её пследнюю.

Значит, красные лампочки Александра - точно не импорт и не ошибка завода, а опытные образцы. То есть, наш завод вполне мог такие делать. Но почему они не пошли в серию, хотя такие нужнее оранжевых, неясно. Также неясно, почему не делались лампочки с белым люминофором - они были бы весьма неплохи в качестве разных подсветок и в цветных колпачках (то есть с арматурой для ламп накаливания).

 

Ещё одна непонятка - почему баллоны ламп ТЛ*-1 и ТН делались длиннее, чем у ламп накаливания (например СМ28-2,8)? Ведь проще было бы выпускать неонки в баллонах от низковольтных индикаторных лампочек. Заодно подходили бы к ихней арматуре.

Предвижу ответ, что эта арматура не рассчитана на высокое напряжение. Однако это не мешало использовать типовые патроны Ba15d с неонками МН-7 в троллейбусах. А ведь в случае отсутствия или завоздушивания/жестчения неонки к патрону будет приложено все 600В...

С белым люминофором не так всё просто. Подозреваю, что стандартный ГФК от тлеющего разряда возбуждается совсем печально, а других люминофоров собственно тогда и не было. Единственный вариант – использовать смесь RGB (по принципу трёхполосных ЛЛ), но думаю, это было бы 1) слишком дорого и 2) также весьма печально по светоотдаче, особенно с учётом явно плохих характеристик синего люминофора.

Да и особой нужды в белых лампах не было – это белые ЛОН использовали с цветными колпачками ввиду отсутствия других альтернатив. А в данном случае цветной колпачок только бы отъедал лишнюю долю и без того маленького потока. Это всё равно как сейчас – некоторые делают цветные светодиодные светильники на базе белых диодов и фильтров, теряя больше половины светоотдачи диода и тем самым доводя затею до маразма.

А как же рекламные трубки? Там ведь тлеющий разряд (правда и интенсивность его повыше).

Что же касаемо белых диодов с фильтрами, то это не всегда маразм. Таким путём можно добиться самых разнообразных цветов и оттенков совместно с игрой и переливанием света в фильтре.

Индикаторы на таком принципе смотрятся гораздо разнообразнее и приятнее, чем голые диоды. Это уже дизайн.

Dominique писал(а):

белые ЛОН использовали с цветными колпачками ввиду отсутствия других альтернатив.

А что мешало выпускать ЛН с окрашенными стёклами, как для гирлянд или типовые колпачки без рисунка 4-5 цветов? Тем не менее, выпускалось множество светофильтров с разным рисунком и формой. По-моему, тогда учитывали эстетический момент. А эстетика и дизайн влияют на утомляемость оператора.

Сейчас же всё в стиле минимализма - чёрная панель (в лучшем случае с окантовкой) и однообразные точки светодиодов. Смотрится уныло и убого, быстро надоедает. Работать с такими приборами - не большое удовольствие...

Т800 писал(а):

А как же рекламные трубки? Там ведь тлеющий разряд (правда и интенсивность его повыше).

А как же "катодное тёмное пространство"? Если сравнить длину тех же трубок с размерами индикатороной лампочки Wink

Т800 писал(а):

Что же касаемо белых диодов с фильтрами, то это не всегда маразм. Таким путём можно добиться самых разнообразных цветов и оттенков совместно с игрой и переливанием света в фильтре.

Индикаторы на таком принципе смотрятся гораздо разнообразнее и приятнее, чем голые диоды. Это уже дизайн.

Никогда не знал, что для технологических индикаторов важен какой-то там дизайн. Всегда думал, что главное там – отличить красное от синего, ну или на худой конец от оранжевого.

Т800 писал(а):

А что мешало выпускать ЛН с окрашенными стёклами, как для гирлянд
Гирлянды – чисто бытовые приблуды. И если для них цапон-лак, слезающий хлопьями от прикосновения рук, считался нормальным, то для индикаторных ламп, рассчитанных на серьёзную аппаратуру (в том числе например панели управления военкой или АЭС) такой подход совершенно неприемлем. Потому и не делали.

Т800 писал(а):

или типовые колпачки без рисунка 4-5 цветов?
А разве не было типовых колпачков красного, жёлтого, зелёного, синего цветов? И какие тут ещё рисунки?

Т800 писал(а):

Тем не менее, выпускалось множество светофильтров с разным рисунком и формой. По-моему, тогда учитывали эстетический момент. А эстетика и дизайн влияют на утомляемость оператора.

Вообще не понял, о чём речь. Что за рисунки? От оператора требуется одно: безошибочно опознать требуемый цвет в минимально возможное время, и принять решение. А декор и дизайн здесь вообще не в тему.

Quote:
А разве не было типовых колпачков красного, жёлтого, зелёного, синего цветов? И какие тут ещё рисунки?

Они были самые разнообразные. На внутренней поверхности у многих есть светорассеивающий узор, видимый в работе (немного заметен на фото снаружи), вот примеры: 1, 2, 3, 4 (верхний слева).

Он же неспроста сделан. Для светорассеивания ведь достаточно просто матовой поверхности (как у других колпачков).

Quote:
От оператора требуется одно: безошибочно опознать требуемый цвет в минимально возможное время, и принять решение. А декор и дизайн здесь вообще не в тему.

Декор и дизайн всё-таки имеют значение. Приятная на глаз приборная панель меньше утомляет оператора. Посмотри хотя-бы на приборные панели автотранспорта и как они менялись со временем.

Где-то читал про влияние дизайна на утомляемость, это всё относится к эргономике. В подробности не вдавался, но запомнилось.

Кстати и у современных приборов иногда встречается дизайнерское оформление индикаторов, но редко. Ибо это дороже обходится.

Т800 wrote:

Они были самые разнообразные. На внутренней поверхности у многих есть светорассеивающий узор, видимый в работе (немного заметен на фото снаружи), вот примеры: 1, 2, 3, 4 (верхний слева).

Он же неспроста сделан. Для светорассеивания ведь достаточно просто матовой поверхности (как у других колпачков).

Так это призматика обычная. Назначение такое же, как у матового покрытия, только КПД (коэффициент пропускания) возможно чуть побольше. К красоте это точно не имеет никакого отношения.

Т800 wrote:

Декор и дизайн всё-таки имеют значение. Приятная на глаз приборная панель меньше утомляет оператора. Посмотри хотя-бы на приборные панели автотранспорта и как они менялись со временем.

Автотранспорт, бытовая техника, игрушки – это специфический товар, где дизайн на первом месте, а всё остальное – на втором. Однако индикаторы применяются в первую очередь и в серьёзной аппаратуре, типа щитов управления оборудованием или в измерительной/производственной аппаратуре. Много ты там видел дизайнерских изысков?

Т800 wrote:

Где-то читал про влияние дизайна на утомляемость, это всё относится к эргономике. В подробности не вдавался, но запомнилось.

Это не дизайн влияет, а сочетание формы, размера, цвета и яркости. Это и есть эргономика. Когда оптимальное соотношение понятно, дальше уже дизайнер думает, как всё это теперь оформить красиво. Если конечно вообще стоит такая задача.

Т800 wrote:

Кстати и у современных приборов иногда встречается дизайнерское оформление индикаторов, но редко. Ибо это дороже обходится.

Как правило, это опять же приборы широкого потребления, где стараются просто угодить массовому потребителю. В действительно профессиональной технике с этим практически никогда не заморачиваются, индикация самая простая.

А какой смысл заморачиваться с призматикой, если матовое покрытие или даже просто окрашенная пластмасса прекрасно справятся? Это не прожектор и КПД там не особо важен.

 

Автотранспорт - это не только частные легковушки, но и грузовики, автобусы, троллейбусы... Да и речь не только о профессиональном оборудовании.

 

Вроде там именно про дизайн, привлекательность внешнего вида была речь.

 

А кроме внешнего вида у диодов с колпачками есть ещё преимущество - большой размер и широкий угол обзора. Крупный индикатор не слишком большой яркости гораздо меньше утомляет глаза, чем мелкий и яркий, особенно в темноте.

 

Вообще же, мы ушли от темы. Я говорил про светильники с цветным фильтром и белыми диодами, а индикаторы лишь затронул, сказав, что такие приятнее для глаз.

Цветной фильтр, как я говорил, позволяет получить разные цвета и оттенки, переливание цветов, а также разные световые эффекты. И всё это без RGB со сложной схемой управления.

Т800 wrote:

Цветной фильтр, как я говорил, позволяет получить разные цвета и оттенки, переливание цветов, а также разные световые эффекты. И всё это без RGB со сложной схемой управления.

Я ещё понимаю, когда это делают в рекламе. Хотя честно говоря, тот же бледно-красный, получаемый от белых диодов с красным фильтром, ничем не лучше просто красного, получаемого от красных диодов.

Но повторюсь, в системах индикации основных цветов от силы восемь. "Переливы" и оттенки там точно не нужны. А если нужен индикатор переменного цвета свечения, всё равно на одном диоде с фильтрами этого не сделать.

К таким они подходили. И в СА её использовали на полную катушку для, допустим, индикаций перегоревшего предохранителя в магистральном питаний радиоаппаратуры, в том числе на линейном напряжений 380 вольт 400 Гц.