Реставрация светильников ОКПВм (2013 г.)



Польские светильники ОКПВм в 70/80-е годы прошлого века успели стать настоящей классикой советского общественного освещения, наравне с отечественными сериями ЛПО и др. Хотя по качеству исполнения и внешнему виду они не представляли собой ничего выдающегося по сравнению с многими моделями производства СССР, всё же в них чувствовался некий лёгкий «импортный шарм». Наверно, таким же ощущением объясняется то, что соседский борщ всегда пахнет вкуснее, чем тот, что изо дня в день варится на твоей кухне Smile

Так или иначе, эти светильники заняли своё место в истории отечественного освещения, и хотелось бы их сохранить. В то же время, оба экземпляра, оказавшиеся в моём распоряжении, к 2013 году находились в весьма плачевном состоянии. Первый светильник (рис. 1) был найден в конце 80-х с погнутым, основательно поржавевшим сзади корпусом и одним буквально развалившимся дросселем (хотя и сохранившим работоспособность Smile ). В том же году корпус был слегка подремонтирован, а неисправный дроссель заменён на 1И40 017-й серии производства «Ватры». Несколькими месяцами позднее к этому светильнику был найден частично сломанный плафон. В такой, с позволения сказать, «комплектации» он в разные годы использовался в городской квартире и нескольких помещениях дачи.

 

Похожая судьба была и у второго светильника этой серии. Он был найден в середине 90-х годов без плафона и с поломанными патронами, и все эти годы с одной лампой работал в чердачном помещении дачи. За время нахождения фактически на открытом воздухе его корпус начал ощутимо ржаветь. В начале 2000-х для обоих светильников удалось найти целые плафоны, однако они были по-видимому сняты из какого-то помещения после ремонта, в результате чего были основательно вымазаны белой масляной краской.

В 2013 году было запланировано и осуществлено комплексное мероприятие по восстановлению обоих светильников до состояния, максимально близкого к заводскому, с одновременной передачей их для работы на новом объекте. На первом этапе их корпуса были освобождены от всех съёмных элементов (рис. 2,3):

 

Затем корпуса были тщательно вымыты и очищены от ржавчины и остатков клея и поролона, служившего уплотнителем для рассеивателей (рис. 4).

После тщательной сушки следующей операцией является покраска. Для достижения результатов, максимально близких с покраской в заводских условиях, следует окрашивать корпус белой глянцевой краской из распылителя, с нанесением нескольких слоёв. В нашем случае была использована глянцевая нитроэмаль в аэрозольном баллончике, приобретённая в строительном магазине. В процессе окраски очень важно соблюдать оптимальное расстояние между распылителем и окрашиваемой поверхностью, в противном случае на поверхности могут появляться сгустки и потёки краски, либо наоборот – адгезия нанесенного слоя будет очень плохой (поверхность будет пачкаться даже после полного высыхания). С учётом реальной токсичности паров (в чём я, к сожалению, убедился лично Sad ) окраску нужно выполнять в респираторе или как минимум – на открытом воздухе. Во втором случае прибавляется дополнительная забота – следить, чтобы на свежеокрашенную поверхность не попадала различная грязь и особенно насекомые. Поэтому к выбору места, времени дня и даже погоды для окрашивания нужно подходить очень ответственно Smile . Свежеокрашенные корпуса показаны на рис. 5.

Ещё одним нюансом, связанным с покраской, является очерёдность окраски сторон корпуса. Начинать следует, как ни странно, с задней (тыльной) стороны. Это объясняется тем, что в дальнейшем корпус предстоит перевернуть, и свежеокрашенная сторона может приобрести незначительные дефекты, например к ней прилипнет пыль с подложки. Разумеется, всё это не очень существенно и сравнительно нетрудно устраняется, но дабы не делать лишней работы, лучше себя подстраховать. Или как вариант – использовать заводской приём окраски, подвешивая корпус на крюк с возможностью доступа к нему со всех сторон.

По завершению окраски перед следующим этапом желательно выдержать паузу в 1-2 недели, чтобы дать краске полностью высохнуть. В противном случае поверхность будет очень маркая. Следующей стадией работы является установка электрических компонентов и сборка схемы. Здесь нужно сделать небольшой экскурс в родную конструкцию светильника ОКПВм. В нём должны быть применены родные польские ПРА типа FL4000 и FL4000C (с конденсатором), оригинальные стоечные патроны и стартёродержатели из тонкой белой пластмассы и держатели проводов в виде хомутиков из полиэтилена. В качестве клеммной колодки используется вырезанная часть обычного клеммника, с тремя контактами (L, N, PE). Главная беда старых, много работавших светильников ОКПВм – деградация всех пластмассовых частей и деталей, вплоть до их рассыпания на части. Например, в восстанавливаемых экземплярах светильников был сломан один ламповый патрон, заменены все стартёрные патроны, рассыпались почти все хомуты и корпуса клеммников. Что весьма неприятно, так как эти детали исключительно родные и в настоящий момент практически не доставаемы. Это нужно учитывать всем, кто планирует приобрести или восстановить подобные светильники.

В рамках проекта по восстановлению относительно запчастей было принято следующее решение: ламповый патрон заменить на имеющийся в запасе аналогичный; стартёрные патроны, с учётом их ненадёжности (несмотря на наличие в запасе) – установить советские; уцелевшие родные держатели проводов распределить поровну между светильниками; новые клеммные колодки заменить на вырезанные из современных клеммников соответствующего внутреннего диаметра. Что касается ПРА, неродной дроссель был заменён на «правильный», все корпуса аппаратов были заново окрашены (кроме поверхностей с маркировкой). Почти собранный первый светильник показан на рис. 6 (слева).

Как выяснилось, при сборке нескольких одинаковых светильников очень удобно вначале собрать первый, а затем копировать его как образец. Когда корпуса были готовы, наступило время заниматься рассеивателями. Первоначальное состояние их было следующим (рис. 7,8):

Напомним, что грязь на рассеивателях оказалась несмываемой (старая масляная краска). Кроме того, имелись многочисленные потёки ржавчины. Для удаления всего этого безобразия было решено использовать сильную щёлочь. Надо сказать, данный метод был опробован ранее и зарекомендовал себя вполне успешно. Не стал исключением и данный случай. Тем, кто захочет воспользоваться аналогичными химикатами, на всякий случай напомним, что работать с ними нужно только в перчатках, а желательно ещё и в очках.

Результат проделанной работы по восстановлению светильников ОКПВм можно увидеть на следующих фото.

Автор: Dominique, опубликовано: 11.09.14
(2)

Комментарии

По поводу окраски - наелся я на этом деле достаточно... Как выяснилось из печального опыта, лучше всего очищать корпус до чистого металла, обезжиривать, грунтовать, шкурить наждачкой и уж только потом красить. Только так можно получить приемлемый результат без косяков.

Это правильно, конечно.. однако со штампованными поверхностями сложной формы это вызовет ряд затруднений... в частности, ошкуривание.  По моим наблюдениям, если родная окраска где-то держится неплохо, то вполне можно красить поверх неё.

Это несовсем так. Если красить по старой краске, то растворитель из новой краски может подействовать на старую краску и она покроется трещинами и морщинами, что будет выглядеть ужасно. В таком случае я смывал всю краску и старую и новую и старался почистить до металла. Подручными средствами это хорошо делается шуруповёртом и металлической кордщеткой. Как ни странно, ржавчина и краска шуруповёртом снимается лучшем, чем например дрелью или болгаркой. Видимо потому что можно надавить сильнее, крутящий момент шуруповерта это позволяет Smile В идеале нужно поверхность отпескоструить, но не всем этот метод доступен. Я один светильник пескоструил в автомастерской.

У меня пока не было проблем со старой краской. Тем более её слой обычно слишком тонкий, чтобы начать вспучиваться или отшелушиваться. А вот металлической щёткой на дремеле чистил один девайс (не светильник), конечно делает поверхность идеально чистой, но уж больно быстро щётки стачиваются, а они очень дорогие Sad

Кордщетка под шуруповерт стоит около 60-80 рублей, и не так уж быстро и стачивается кстати. Под болгарку так же. Но там из-за больших оборотов стачивается быстро, видимо и на дремеле обороты влияют.

Насколько я понял, хорошая очистка поверхности (у меня был глубоко проржавевший корпус таксофона) достигается именно за счёт высоких оборотов, в противном случае ждать придётся очень долго и поверхность может получиться шероховатой.

И да, дремелевские щётки "слегка" подороже Biggrin

Хочу внести некоторую ясность.

Для хорошей очистки корпуса как от ржавчины, так и от старой краски, нужны именно большие обороты. Причем понадобятся как жесткая корщетка, так и мягкая. Равно как и с инструментом - щетка для болгарки и для дрели. Те и другие помогут добиться за сравнительно небольшое время чистой и гладкой поверхности даже на ржавелой поверхности. И для сложных поверхностей это так же удобно. Также для удаления старой краски из сложных мест можно использовать удалитель краски. Он продается в хозяйственных магазинах. Действует хорошо. Но удобен на небольшой поверхности.

Причем не нужно думать, что жесткая щетка будет снимать краску и ржу, а мягкая полировать. Они обе могут работать по отдельности в зависимости от материала и приносить разный результат. Это нужно пробовать на небольшом и малозаметном учаске корпуса.

Активные растворители как раз сильнее разъедают тонкие слои краски, в большинстве нанесенные без грунта на сталь. Это нужно учесть. Ну и чистить нужно, по возможности, всю поверхность без остатка, так как новое покрытие никогда не заровняет переходы от чистого корпуса на старую краску.

И самое главное, все это нужно делать аккуратно, не торопясь, подготавливая место как для чистки, так и для покраски. Ты, Иван, "наелся", потому что делал это в неподходящих условиях. А имея  немного терпения, необходимое время и соблюдая указанные меры, можно без труда добиться неплохих результатов.

А как быть с раковинами от ржавчины? Чистил крышку от светильника вначале скребком, потом кардощёткой и шлифкругом из наждачной шкурки. Дрель 600 об/мин. Отчистило хорошо, щётка и круг изношены несильно, но раковины так и остались.

Раковины можно зашпаклевать. Я когда восстанавливал один светильник, об этом не подумал. А только уже после покраски, ну как всегда - "хорошая мысля приходит опосля"...

А чем шпаклюется сталь? Чем-нить автомобильным?


Да, автомобильной шпатлевкой по металлу. Многое из авто хорошо подходит к восстановлению светильников.

Наждаком не советую вообще что-либо зачищать из листового металла. Это только для грубой зачистки толстостенных поверхностей от заусениц. Можно легко и безвозвратно загубить деталь. 

Я нулёвочкой пользовался для зачистки ржавых мест, например около ПРА у одного из светильников, вроде ничего не попортил.

Я-то про шлифкруг, как у Т800. Они, как правило, на липучке.

Как ни странно, по-моему шуруповёртом лучше очищать, если сильно давить на щётку. Счищает моментально почти до блеска! Дрелью было иначе, приходилось ждать. Болгаркой так же.
Других условий у меня увы нет. Временные я соорудил. Теперь если что-то и буду делать, то все ошибки что были можно обойти. Большинство из них происходили по незнанию и отсутствия опыта. Зато теперь он есть Smile

Все дело в крутящем моменте инструмента. Если у тебя дрель слабовата и при сильном надавливании обороты теряются, то ничего хорошего не предвидется. Но именно обороты важны. В противном случае будет больше царапин, чем гладко зачищенного металла. Ну и опять же, в разных случаях нужны и шлифмашина и дрель и мягкая с жесткой щетки. Все это пробуется на конкретном случае-светильнике.

У шуруповерта есть один минус - если именно сильно давить на щетку, то аккумулятор быстро сядет, а обороты, которых и так не достаточно, теряются. При достаточной мощности и больших оборотах сетевого инструмента достаточно едва прикоснутся к поверхности, как она начнет зачищаться. Руки более чувствительны даже для мелких деталей.