В гостях у музея «Огни Москвы»



Фотоотчёт о посещении замечательного музея «Огни Москвы» 30 июля 2013 г. В тот день (а точнее, вечер и даже часть ночи Smile ) я наконец-то получил долгожданную возможность отснять их экспозицию, знакомую ещё с детства. Всё внимание уделил залу ХХ века, т.к. восстановленные в наши дни древности из первого зала меня интересовали не сильно, к тому же аккумуляторы у фотоаппарата были полудохлые, их едва хватило на самое интересное...

  • Во дворе при входе в музей. Некоторое количество столбов со старыми (и не очень) фонарями находится прямо на открытом воздухе.
  • Осмотрим двор чуть подробнее. Этот керосиновый фонарь – откровенный новодел.
  • Пояснительная табличка к столбу с предыдущей фотографии.
  • А это видимо некая опора старого образца (новодельная?), почему-то с совсем современным светильником.
  • Пояснительная табличка к столбу с предыдущей фотографии.
  • Довольно интересная аутентичная металлическая опора дореволюционно-довоенного образца, почему-то со светильником СПО-2-200 60-х годов.
  • Деталь основания столба с предыдущей фотографии.
  • Табличка-аннотация для столба с предыдущей фотографии.
  • В дальнем углу двора валяются различные элементы, по-видимому демонтированные с московских улиц. Двойному «гусаку» очень не повезло...
  • Неподалёку лежат несколько «исторических» оснований столбов, по-видимому тоже оригинальные.
  • Современные светильники выстроились бедными родственниками вдоль дальнего забора. Похоже, питание к ним не подведено. Посмотрим их чуть подробнее.
  • РСУ(ЖСУ?)17.
  • ЖКУ21(23?), неизвестный ЖКУ-«мыльница» и ЖКУ20 «Орион» – пожалуй, одни из самых популярных светильников современной Москвы.
  • Ни разу не встречавшийся мне в реальной жизни торшерный светильник неизвестного типа, ЖКУ19(?) и ЖКУ15. Похоже, что для этой мини-экспозиции подобраны исключительно отечественные изделия.
  • Подвесные светильники ЖСУ09 удостоились чести быть представленными сразу с двумя видами стёкол.
  • Ещё немного фонарей «доэлектрической» эпохи.
  • Некая довольно претенциозная опора в хорошем состоянии, почему-то вообще без светильников.
  • Табличка к предыдущей фотографии. На этом, пожалуй, пора уже пройти внутрь :)
  • Итак, мы внутри музея. Вид на первую часть зала ХХ века.
  • А так выглядит вторая часть зала ХХ века. Пора разглядеть всё тут подробнее!
  • Слева от входа мы видим экспозицию консольных и подвесных светильников образца 70-х...80-х годов прошлого века.
  • На правой стенке тоже есть немного светильников и старые стенды с исторической информацией. Сразу договоримся не обращать внимание на подписи к светильникам :) В ближнем к нам СВ-200 явно светится некая КЛЛ с 6500К.
  • Самый первый от входа – по всей видимости, перекрашенный финский натриевый светильник IDMAN 8528-S (по версии Euroyura), обозначенный как «СПЗН-400».
  • Двигаемся дальше. Здесь мы видим консольные светильники Z-1 и довольно редкую версию ЖКУ02 со стеклом (оба подписаны как «СКЗН-400»), а также подвесной натриевый светильник (Electrosvit?).
  • С другой стороны «насеста» примостился консольный светильник LBL для ДРЛ400 с аутентичной лампой и действующим креплением «за пупок». Перекрашенный.
  • Рядом установлен ещё один ртутный консольный светильник со стеклом (EKA?).
  • Eclatec Australe. Довольно популярный в своё время у нас светильник.
  • Перекрашенный подвесной светильник LBL 5213-2006-28, в просторечии «тапок» :)
  • Натриевый консольный светильник Electrosvit.
  • А вот ещё один консольник от LBL, в состоянии близком к идеальному.
  • Без преувеличения, легенды 70-х! Ранние версии светильников СПОР-250 и СППР-125, похоже что даже в оригинальной окраске.
  • В углу зала притулилось ещё немного консольных светильников, в том числе некий Philips совершенно невообразимых размеров.
  • На подиуме в центре правой стены собрано своеобразное «ассорти» из светильников разных лет.
  • На дальней стенке висят поистине легендарные светильники ПРБ-125 (давшие жизнь более брутальному варианту с дырявым железным колпаком) и чудом сохранившийся образец «арбатского» фонаря, тип и происхождение которых так и остаются невыясненными.
  • Ещё немного разных импортных светильников в дальнем углу зала.
  • Коллекция разрядных ламп для наружного освещения. На переднем плане настоящий раритет – подвесной светильник с натриевой лампой низкого (!) давления.
  • Ещё немного про лампы. «Лампа-рекордсмен»: ДНаТ400, проработавшая на улицах с 1975 по 1988 год, и похоже что снятая в рабочем состоянии.
  • Коллекция ртутных ламп с балластами для них. На полу лежит какой-то неизвестный консольный светильник и ЖКУ03 в прекрасном состоянии.
  • Металлогалогенные лампы, почему-то вкрученные на места, отведённые для первых ртутных ламп МЭЛЗ, в том числе ДРЛ-250 (!). На заднем плане лежит превосходно сохранившийся трёхламповый светильник СПЗЛ в полном комплекте.
  • Скромный стенд под названием «Начало электроламповой промышленности».
  • Московский светящийся домовой знак первого поколения. Такие устанавливали вплоть до начала 80-х, изредка их ещё можно встретить в забытых богом уголках.
  • Светильники «дортутной» эпохи во второй части зала.
  • Ранние ртутные светильники. Выглядят как новенькие!
  • Знаменитый «сталинский» светильник СВД-500 (дошедший до 90-х годов прошлого века уже как правило в ртутном варианте).
  • Ещё один СВД-500, тарелка-репродуктор и какой-то странный светильник, напоминающий бытовой торшер, который в годы моего детства был у нас дома...
  • А в углу притаились вот эти два любопытных образчика.
  • Центральная часть второй половины зала отведена под этот исполинский пульт диспетчерского управления наружным освещением. За ним даже разрешают сидеть кому попало, на мой взгляд – напрасно :(
  • Чуть поодаль стоит ещё один пульт, явно намного более поздний.
  • Образцы электрических ламп присутствуют и в этой части зала. Подборка ртутных ламп довольно своеобразная. Среди них почему-то затесались лампы накаливания, чёрного света и для теплиц.
  • Лампы накаливания и люминесцентные лампы. Всё с тщательным указанием световых характеристик. А под ними, на полу лежит ещё один гигантский СПЗЛ(СКЗЛ).
  • Знаменитые мощные лампы накаливания с «песочком» внутри, и картинки, намекающие на их область применения :)
  • Натриевая лампа низкого давления, произведённая МЭЛЗом (!) в 1938 году (!!).
  • Лампы накаливания Half-Watt от Philips и некая шарообразная на 3000W.
  • Дуговая лампа 55V 400W, похоже для тех самых фонарей начала ХХ в., один из которых (или его имитация) установлен на улице при входе в музей.
  • Лампа накаливания 120V 500W начала ХХ века, похоже что нечто подобное есть и в нашей виртуальной экспозиции...
  • Гвоздь программы – демонстрация различий в цветопередаче натриевых и ртутных ламп.
  • Для этой цели специально включаются противоположные LBL и Eclatec – похоже, единственные подключённые светильники в экспозиции консольников.
  • Целый зал музея с незапамятных времён посвящён электрическим часам, обслуживанием которых также занимался (занимается?) Мосгорсвет.
  • Самые известные московские уличные часы 70-80-х. Встречались не только в людных местах города, но и на проходных и территориях многочисленных предприятий. Имели подсветку на двух ЛЛ.
  • А это более старая модель наружных часов, также известная по улицам, фабрикам и заводам. Вроде бы без подсветки.
  • Первичные электрические часы для учреждений. У нас в школе такие висели в кабинете завуча :) Стоит ли говорить, что там и без их зловещего тикания было жутковато )
  • На память об этом замечательном вечере у меня остался подарок от музея, вот с такой настоящей сургучной печатью и одноимёнными конфетами внутри :)
Во дворе при входе в музей. Некоторое количество столбов со старыми (и не очень) фонарями находится прямо на открытом воздухе.
Во дворе при входе в музей. Некоторое количество столбов со старыми (и не очень) фонарями находится прямо на открытом воздухе.
Добавлено пользователем Dominique. вс, 23.08.15, 18:02
(3)

Комментарии

Вот хорошо бы понять, в чем заключается "первое поколение"?

Ты это про что?

Вообще про домовой номер, но получается, что строка комментария одна для всех фотографий.

Да, это формат материала такой – много фото одним блоком.

Насчёт первого поколения – думаю, если говорить о действительно массовом применении, то так и есть. До этого если где и было что-то, то сугубо локальное.