СППР-125М (МГС)


Тип:  СППР-125М   (тип указан неточно)
Изготовитель: 
Страна происхождения: 
Дата выпуска:  1991
 

Может, кому-то это покажется смешно, но перед этим светильником я до сих пор испытываю настоящее благоговение. Без преувеличения, наверно это самый московский светильник за всю историю – ведь кроме Москвы и (реже) области, он практически нигде не встречался. Зато у нас это был самый привычный и распространённый вариант уличного освещения, фактически – символ города. Разумеется, не того образцово-показательного, который печатался на открытках, а обычного, буднично-знакомого по уютным дворикам и заросшим буйной зеленью задворкам. Хотя встретить отдельных представителей этого типа можно было и рядом с самим Кремлём. По сравнению со своей предшественницей СПО-200, эта модель выглядит буквально гигантской (фото 2). Ещё бы, ведь диаметр отражателя превышает 40см!

Небольшая история моего конкретного экземпляра: в 1991 году тогдашним московским властям вдруг пришла в голову довольно здравая, надо сказать, идея об улучшении освещения спальных районов. Хотя и трудно сказать, было ли это на тот момент по средствам на глазах нищающему городскому бюджету. Тем не менее, множество ранее полностью заброшенных «гусаков», разбросанных в основном по условным (на тот момент) территориям детских садов, школ, поликлиник и прочих муниципальных учреждений, вдруг обзавелись новенькими светильниками, подключёнными не куда-нибудь, а к полноценной городской уличной сети. Это означало, что территории, до этого по 20-30 лет утопавшие во мраке, впервые получили вполне полноценное и даже ещё относительно современное на тот момент ртутное освещение. И хотя многие из светильников по ещё советской традиции не пережили и первой своей лампы, начинание это было безусловно хорошее Smile

Итак, одним холодным ноябрьским вечером возвращались мы с моим братом с дачи тёмными московскими дворами. И вот в одном из них я обнаружил «гусак» со свежеустановленным, но неработающим светильником. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что светильник плохо закрепили, в результате чего он полностью выпал из крепёжного стакана «гусака» и теперь беспомощно свисал на одном-единственном проводе... Соблазн «помочь» ему был слишком силён, чем мы по юношеской неразумности и воспользовались Diablo . После нескольких минут раскачивания палкой он всё-таки оторвался и приземлился у наших ног. Разумеется, лампа и стекло при этом были безвозвратно утрачены, а отражатель навсегда получил характерную дополнительную «выштамповку» Smile . Но главное – я стал обладателем настоящей реликвии, ценность которой с годами ощущается только сильнее.

Теперь необходимо немного пояснить по типу и изготовителю светильника, указанным в описании. На самом деле, какая-либо маркировка на светильнике изначально отсутствовала как класс. Возможно, она полагалась на сопроводительной бумажке или на картонной бирке, надетой на питающие провода – такое периодически встречалось. Соответственно, монтажники с этими «лишними атрибутами» никогда не церемонились. Однако из справочной литературы мы знаем, что светильники такой компоновки назывались СППР-125, а из производственных каталогов соответствующего периода мы узнаём, что на тот момент выпускалась только модификация под названием СППР-125М, и её единственным изготовителем был ЛЗС. Такова логика текущего наименования, но нельзя исключать, что жизнь ещё внесёт свои коррективы. В моём представлении СППР-125 с буквой М отличался от обычного увеличенным отсеком ПРА, уменьшенным диаметром отражателя и изменённым способом крепления дросселя.

Немного о конструкции светильника. Основные детали показаны на фото 3, на момент съёмки они подверглись перекраске, так как родная отделка начала потихоньку сдавать. К сожалению, подобрать точно такой же оттенок не удалось – родная окраска была «классического» лихославльского серо-синего цвета, который можно видеть сохранившимся на панели ПРА на фото 4. Внешние поверхности светильника были в итоге перекрашены мною в тёмно-синий цвет, который с некоторого расстояния воспринимается как родной. Остальная начинка осталась без изменений, так что в целом экземпляр можно считать вполне аутентичным. Итак, корпус состоит из трёх основных частей: отражателя, стакана-отсека ПРА и верхней крышки (фото 3). Кроме этого, внутрь также вставляется шасси с ПРА и карболитовым патроном, а скрепляется всё вместе винтами М6х30, пропущенными через шайбу крепления стекла (на фото не показаны). Помнится, у нас возникали споры относительно крепления дросселя в отсеке ПРА: надеюсь, фото 4 полностью снимает эти недопонимания. Родной двухкатушечный дроссель типа Н37-110 располагается горизонтально на панели, в которой для его крепления специально проделано два отверстия под винты М4...М6. Питающие провода заводятся прямо на клеммную колодку дросселя; кстати, неудивительно, что в доставшемся мне экземпляре эта колодка уже отсутствовала – подключить туда провода после сборки светильника является довольно нетривиальной задачей. Да и сам процесс сборки корпуса воедино при помощи трёх (как минимум) винтов, одновременно скрепляющих стекло, отражатель, корпус и кольцевой внутренний фланец в нём – занятие, по увлекательности сродни сексу в гамаке (кто пробовал, тот поймёт Smile ).

В заключение хотелось бы отметить ещё одну неочевидную на первый взгляд особенность этого светильника. А именно то, что внутренняя поверхность стеклянного рассеивателя имеет параболическую форму и благодаря этому рассеиватель одновременно служит также и зеркальным отражателем (фото 5, 6). Обнаружилось это совершенно случайно, при разглядывании структуры световых пятен от этих светильников на снегу Smile . Вообще довольно любопытно: получилось ли такое само собой или в этом действительно заключался тайный замысел конструкторов (особой пользы от которого, вообще говоря, нет).

Заключительный вид на включённый светильник можно наблюдать на фото 7 и 8. Он хорошо знаком тем москвичам, кто по тем или иным причинам возвращался домой поздно вечером: путь к заветному подъезду чаще всего освещался именно этими, безвозвратно уходящими в историю московскими «шляпками».

Из коллекции Dominique. Добавлено: вс, 28.08.16, 00:17
(11)

Комментарии

А нельзя его было поймать при падении? Вы же были вдвоем.

Буква М действительно неясно что означает. На СЗПР вроде бы как модифицированный, с другой стороны в справочнике указывается, что это светораспределение. Мы уже беседовали с тобой как-то об этом.

Касаемо сборки. С старых версиях СППР отверстий 6. Через три из них сначала скрепляется тарелка и отсек, а в другие три после этого закручиваются винты чашки для стекла. Все просто и удобно. Смотри мои фотографии. А у тебя именно три?

Поймать – никак, т.к. нам совсем не хотелось рисковать головой Smile . Будь в тот момент чуть побольше снега, можно было бы попытаться приземлить его в сугроб, но ждать милостей у природы не входило в наши планы. Тем более что его могло оторвать ветром в любой момент.

Светораспределение к букве М наверняка не имеет никакого отношения, потому что с позволения сказать "оптика" у всех СППР одинакова. Так что в данном случае М на 100% означает "модернизированный". Основная версия на данный момент – что так назывались СППР с увеличенным отсеком ПРА. Но как мы знаем, всегда могут быть непредсказуемые нюансы – например, она могла выпускаться и под прежним названием, а вот добавление шасси под ПРА или какая-нибудь другая мелочь уже могли повлечь присвоение буковки М. Со временем, думаю, это выяснится.

Отверстий в чашке стекла, тарелке, отсеке ПРА и кольцевом фланце действительно шесть. Причём во всех из них во фланце нарезана резьба. Я должен был догадаться, зачем! Однако у этого экземпляра всё было скреплено именно тремя длинными винтами, а три отверстия вообще не использовались. Видимо, сказывалась уже пресловутая экономия на спичках винтиках...

Ну вот теперь ты можешь сделать как следует. Если не ошибаюсь, скрепляющие имели потайную шляку, а для стекла выпуклую.

Если их действительно ремонтировали в Мосгорсвете, переделывая под ДНаТ, то конечно их могли собирать прямо на верстаке тремя винтами и выдавать готовыми к установке уже со стеклом и запасом проводов. Допустимо, что они считали вторую жизнь этих светильников уже последней и о замене разбитых стекол на высоте никто уже не думал.

А цвет такой есть в баллонах. По крайней мере сейчас данную палитру можно подобрать.

При случае сделаю, как только обзаведусь нужными винтами. Я и сейчас еле нашёл три оцинкованных длинных на замену вусмерть ржавых родных. Кстати, они были именно с потайными шляпками.

Этот светильник был новый, а не чинёный в Мосгорсвете. Так что сборка заводская 100%. Про цвет знаю, но больше красить его пока не планирую, там и так уже три слоя )

СППР-125 было по меньшей мере три версии. Все они проходили через мои руки. Та, что есть у Сергея, старая широкополая шляпа с более высоким и узким отсеком ПРА. Затем уже уменьшенная версия, практически такая, как на этом вот фото, но с завальцованными ещё краями шляпы и более покатой крышкой над отсеком ПРА, выпускавшаяся, видимо, в 80-х гг. Ну и вот эта версия 90-х гг. Две последних есть у меня сейчас, правда, пустые, без ПРА. Ещё якобы (по слухам) была эмалированным версия, формой и размерами такая, как и старая крашеная версия 70х гг. Но лично я её вблизи не видела и в руках не держала.

А вот интересно. Ддопустимо ли считать это версиями с другой стороны? Если все же была и эмалерованная, то конечно, это отдельная версия светильника. А вот вторая и третья - завальцованы края или нет - можно ли считать это отличие за отдельную версию?

Это как с первым ORZ-6 60-ых годов. Недавно мы с тобой выяснили, что их тоже было по меньшей мере три штуки. И все первой версии, если отталкиваться от толстой формы корпуса:

1) стальная с одним винтом + патрон перевернут

2) оцинкованная с одним винтом + патрон не перевернут

3) оцинкованная с двумя винтами + патрон не перевернут (которую и продавали).

Так вот можно ли две последних считать версиями? Как ты считаешь? Ведь так можно и до крайности дойти и считать разными версиями, например, с гайкой М5 или М6 где нибудь в креплении.

Что касается эмалированной версии. Висят такие светильнички на гусаках в одном известном месте, и блестят как у кота причинное место, хотя любая краска за прошедшие 40+ лет потемнела бы и облезла до ржавчины. Т.е. это действительно эмаль. Причём она чёрного цвета – ещё одно отличие от обычной окрашенной версии. Сдаётся мне, вот такой вот эмалированный вариант с узким стаканом ПРА и имел двухрежимный дроссель, и назывался официально как СППР-80/125. Со временем, надеюсь, проверим эту версию Wink

Сергей,

ORZ7-1, скажем, было тоже около 4-х вариаций с незначительными различиями.

Конечно, Эти два последних СППР почти одинаковы. Однако, они вряд ли выпускались параллельно. Т.е. в какой-то момент произошли изменения на производстве и светильник чуточку видоизменился. Это новый этап в его истории. Что считать "версией" - вопрос открытый и у каждого может быть своё толкование. Здесь говорилось о появлении буквы М в обозначении светильника. Я не могу знать, была ли она, когда появилась и т.д., т.к. вообще ни на одном виданом мною СППР маркировок не было отродясь. Даже само название СППР взято из справочников и стало некой недоказанной парадигмой, как доподлинно не установлен и производитель, насколько я понимаю. Но если исходить из этой парадигмы, то, наверно, можно было бы отталкиваться от этой буквы М. А именно, если её получил в нач. 80-х новый СППР с широким и низким отсеком ПРА и уменьшенной шляпой с завальцованными краями, то последний светильник с подогнутыми краями шляпы 90-х гг (как этот сашин) можно не называть "версией". Но если буква М была присвоена именно последнему, то их все можно считать разными версиями, исходя уже и из разных обозначений.

 

Александр,

Да, я очень надеюсь получить все четыре версии и тогда можно сделать обзор по ним.

Да, логика конечно есть.

А ты там что, тихонько светильники снова собираешь? )) ORZ-1 не желаешь вместе заиметь?

Нет, не собираю, конечно. У меня есть всего несколько интересных светильников. ORZ1, может, и хочу, но дорого выйдет из Польши ведь. А ещё по-прежнему хочу первый железный ORZ6. ))


Господинъ хороший писал(а):

Да, логика конечно есть.

А ты там что, тихонько светильники снова собираешь? )) ORZ-1 не желаешь вместе заиметь?

А что есть такая возможность?

Специально зарегистрировался на сайте, чтобы сказать несколько слов об этих прекрасных светильниках. Лучше поздно, чем никогда.
Когда в Москве началась массовая замена их на Филиппки, товарищи из МГС подогнали мне некоторое количество таких светильников. Осветил ими несколько посёлков, клиенты были очень довольны. Светильник равномерно освещает всё вокруг, глядя на него вспоминаешь детство и светильники-тарелочки под лампы накаливания.
В основном я использовал переделанные под ДНат-70 светильники, жёлтый свет лучше воспринимается человеческим глазом и мошьность почти в два раза меньше. Для дачников, которые оплачивают освещение своих улиц, второе особенно актуально. В моём СНТ я до сих пор использую эти светильники, их у меня ещё где-то 2/3 от общего количества. Время неумолимо, часть меняю на Филлипки или НКУ-200, но стараюсь чинить старичков.

У них к сожалению "кузов" – слабое место, быстро ржавеют, в том числе до дыр. Есть подозрение, что ранние версии были оцинкованными (или с какой-то ещё гальваникой), недаром они ещё до сих пор кое-где попадаются живые.

А так да, это очень атмосферные светильники, особенно с ДРЛ или МГЛ в аналогичной колбе. Привет из детства прямо.

У меня ещё есть в заначке небольшой ремфонд, в несколько слоёв крашенный в МГС, можно менять ещё несколько лет. Кстати о краске. Не встречал синих, у меня были с родной краской, но все серые.

Ну родной цвет как раз такой сине-серый (сизый). А натриевые были также коричневые, цвет похож на ржавчину.