Розетки советские «нового образца»


Тип:  РА6-254  
Изготовитель: 
Страна происхождения: 
Год выпуска: 
1980...1989
 

Москва, славный 1988 год. Славный потому, что трупный запах «перестройки» ещё ощущается достаточно слабо, зато навалом наивных надежд, что «жить станет лучше и веселей». В частности, это заметно по телевидению – появляются новые телеканалы (ака «программы центрального телевидения»), оформленные наисовременнейшими западными мелодиями и даже 3D графикой. Ворованными, конечно, но про авторские права в те времена простой советский человек и не задумывался – и похоже, совершенно правильно делал! Smile

К чему это я? Ах да, одним осенним вечером то ли 1987, то ли 1988 года по сравнительно новому на тот момент третьему («московскому») телеканалу показывали очередной выпуск передачи «Добрый вечер, Москва!». Это был довольно интересный формат, аналогов которому на данный момент пожалуй нет. Вроде бы выпуск новостей, но очень неформальный: несколько корреспондентов сидели в студии, показывали сюжеты, снятые за день, и комментировали их в прямом эфире. И вот в одной из таких передач вдруг показали репортаж с одного из московских заводов, где происходило производственное совещание. Руководитель раздал присутствующим по экземпляру точно таких розеток, как показанные здесь, с комментарием вроде «наше производственное объединение собирается перейти к выпуску новых, улучшенных изделий». Там же присутствовал и образец «изделия, выпускаемого в настоящий момент» – классической советской круглой карболитовой розетки. Ну просто ради визуального сравнения. Со всей очевидностью, дело было на МЭП – возможно, это название даже упоминалось в той передаче, но сейчас уже не вспомнить.

Вспомнил я этот сюжет, когда обнаружил в районном магазине «Свет» эти самые розетки нового образца (а случилось это где-то спустя год, а то и больше). Разумеется, мне сразу захотелось испытать это новое чудо, и я купил себе парочку образцов. Не стану отрицать, выглядели они на тот момент реально «круто», совдеповский кондовый карболит нервно курил в сторонке. Однако как часто и бывает в таких случаях, счастье было недолгим: это оказалась классическая «плохая конфета в ярком фантике». Механизм розетки (фото 2) предельно оптимизирован и содержит легко деформирующиеся лепестковые контакты, а внешняя крышка корпуса сделана из сгораемой пластмассы, к тому же склонной к пожелтению. Разве что цветная накладка на крышке держится довольно сносно, по крайней мере не люфтит с противным скрипом (как у других моделей этой линейки). Крепление крышки к корпусу – при помощи «одноразовой» распорки. При всём этом цена на эту «улучшенную» модель была установлена в два с лишним раза (!) выше, чем на классический аналог. Другими словами, это было начало конца. Но в период «ускорения и гласности» конфеты ценили именно за фантик, так что новинка уверенно заняла своё место на прилавках. Причём её выпуск с различным вариациями был продолжен и после распада СССР, в частности некоторые выпускаемые до сих пор модели являются продолжением той же самой идеологии. Увы...

Из коллекции Dominique. Добавлено: чт, 24.11.16, 03:23

Комментарии

Почему-то у шоколадной розетки в месте, где втыкается вилка, пластик сохранил белый цвет. В неё много лет было что то воткнуто?

Да. Она использовалась для постоянного подключения нагрузки к пульту на рабочем столе, причём повёрнута была к окну Smile

Кстати, вот эти розетки на том же самом месте эксплуатации за почти 20 лет не пожелтели вообще ни капли, вот что значит качество пластмассы.

У меня таких три десятка б\у, так почти все пожелтели или даже потемнели. Все таки у карболита были свои приимущества, карболитовые даже начала 50-х просто помыть и они как новые.

Кстати, вообще непонятно почему современную электроустановку бюджетного уровня стали делать исключительно белого цвета. На работе вот пришлось красить розетки нитрокраской, так как чёрных под цвет стены, как захотело начальство, найти не удалось, есть под чёрное дерево дорогущие или дешевые белорусские исключительно белые. Других в городе просто не нашли.

Белый цвет - типа универсальный под все случаи, видимо так считают большинство производителей... А черные встроенные сейчас только Ливенское УПП ВОС делает, остальные все - российские, украинские и белорусские - исключительно с белыми крышками.

А про карболит - да, он не желтеет и не темнеет, а сохраняет свой первоначальный цвет (к примеру у меня у розетки Калининградского УПП ВОС из 80-х и розетки Ливенского УПП ВОС 2006 г. цвет крышек ("белый" карболит) абсолютно идентичен, а б/у выключатели из тех же 80-х с полистироловыми крышками почти всегда желтые или даже коричневатые, сильно прожелтевшие. А современные, даже дорогие, желтеют еще быстрее. Ну и карболит не плавится и не подгорает, только при длительном нагреве начинает разлагаться (при котором современные полистироловые и др. розетки уже оплавляются до невозможности)... Так что термореактивные пластики (фенопласт, аминопласт) все же гораздо лучше для электроустановки, чем термопластичные.

Как то раз видел, чего бывает с карболитовыми розетками, когда в одну розетку навтыкали кучу всего, в том числе пару чайников. Были у нас кабинеты на работе, со времен роддома, который когда то был в этом здании, неремонтированные на тот момент. Там розетки по три в ряд стояли на металлических коробочках, установленных на трубах, выходящих из пола. Все розетки были трехштырьковые с плоскими штырями, типа "I", видно там раньше что медицинское и подключали. На одном из этих щитков одна из розеток была заменена на советскую обычную, в неё был включен удлинитель на пять розеток, в него ещё один и так по всей комнате разведено. Розеток то много было на этих металлических щитах, и линия на приличный ток расчитана была, видно, поэтому когда там более  20А оказалось, автоматы не выбивало. Хотя если там с десяток этих спецрозеток стояло, каждая на 10А, так линия видно силовая была. Но карболитовая розетка издевательства не выдержала в итоге, белый карболит у крышки превратился в коричнево-желтую труху, а основание из черного обуглилось и рассыпалось. А в кабинете долго ещё едкий запах этот стоял от карболита. В итоге на каждом из щитов одна из трех специальных розеток была заменена на белорусские Шуко, а позже и вообще там ремонт сделали и все эти трубы спилили, проложили новый кабель под подвесным потолком и поставили розетки на широком кабель каналле, современные уже.

Ливненских у нас не видел. Да и нужны нам были не внутренние, а внешние, причём двойные (под сами телевизоры и HDMI трансмиттер) и с пластиковым донышком, так как крепились они на металлические подвесы к телевизорам. Белые, по мнению руководства, смотрелись там некрасиво. Чёрных внешних найти не получилось никаких, пришлось красить белые Smile

Так Ливенские бывают и черные двойные для внешней установки, я думал про встроенные речь Smile  Только вот достать их проблематично..

dima4041 писал(а):

Как то раз видел, чего бывает с карболитовыми розетками, когда в одну розетку навтыкали кучу всего, в том числе пару чайников. 

Гы.. ну если бы розетка была не советской карболитовой, а современной полистироловой с лепестковыми контактами - она бы просто стекла, еще при меньшей нагрузке.. Wink  

Ну или как минимум сделала бы "большие глаза" Biggrin

Ага Smile   


То что карболит не желтеет, это понятно. Вот у этих розеток корпус полистироловый, но тоже не пожелтел, а они находятся в работе уже более 13 лет. Поэтому полистирол, или как его там, тоже бывает очень разный.

dima4041 писал(а):

А в кабинете долго ещё едкий запах этот стоял от карболита.

Запомнилось, что горелый карболит пахнет жжёными ногтями Smile

Dominique писал(а):

То что карболит не желтеет, это понятно. Вот у этих розеток корпус полистироловый, но тоже не пожелтел, а они находятся в работе уже более 13 лет. Поэтому полистирол, или как его там, тоже бывает очень разный.

Значит, очень хорошее качество у этого полистирола, даже странно, что они не прожелтели

Годы выпуска указаны неправильно. И начато производство позже, и закончено позже. Цветовых сочетаний корпуса и накладки у этой розетки не счесть. В целом она неплохая, но резьбу, удерживающую крышку, очень легко сорвать.

6400K писал(а):
Годы выпуска указаны неправильно. И начато производство позже, и закончено позже.

В графе "ГОДы выпуска" указывается не глобальный период выпуска модели, а дата выпуска конкретных экземпляров. Куплены они были годах так в 1988-89, но точно не помню, поэтому указал просто 80-е.

6400K писал(а):
Цветовых сочетаний корпуса и накладки у этой розетки не счесть.

Я видел только синие, коричневые и серые.

Но в 1980-м году таких розеток никак не могло быть. Даже в проекте.

А здесь про 1980 год ничего и не утверждается. Просто указано, что выпущена эта розетка в период с 1980 по 1989, так как меньших периодов не предусмотрено.

В проекте, кстати, они таки уже были – общесоюзная унифицированная серия розеток и выключателей разрабатывалась со второй половины 70-х.

А, я понял - тут такая система указания периодов выпуска.

Dominique писал(а):

Я видел только синие, коричневые и серые.

Голубые и серые рамки самыми частыми были, а ещё часто попадались чёрные. И как то раз встретил такую розетку наоборот с чёрным (полистироловым) корпусом и белой рамкой.

А кстати да, попадались такие встраиваемые варианты с коричневым корпусом и белой рамкой.

6400K писал(а):
В целом она неплохая,

Ну по сравнению с более ранними с подпружиненным контактом, из 70-х, эта розетка вообще даже рядом не стояла. 

РА6-254. Кроме МЭП их ещё калининградское УПП ВОС выпускало, у меня есть такая, но сломанная, с рассыпавшейся "распоркой" крепления крышки. Нашёл на свалке как то. Но от МЭП они чаще попадаются.

(1)

Что удивительно, РА10-254 – совсем другой тип розетки, причём двойная и со шторками, а ведь формально от этой отличается только максимальным током.

Да вот я тоже заметил, как раз смотрю сейчас в перестроечном справочнике с картинками и её нашёл. Там ещё непонятка какая то с обозначением количества гнёзд. Если розетка на одну вилку, то все понятно, цифра не указывается. Но вот если она двойная, то у каких то моделей маркировка в стиле 2РА..., а у каких то просто РА..., но в описании сказано, что она двухместная. При этом все это ещё советская маркировка, вроде, когда хоть какие то правила соблюдались. Хоть и поздняя.

У меня такое ощущение, что с ЭУИ навести мало-мальский порядок так и не смогли. Видимо потому, что хотя и пытались собрать эту отрасль под крылом ВНИСИ, но не успели.