5213-2006-28 (LBL)


Тип:  5213-2006-28  
Изготовитель: 
Страна происхождения: 
Дата выпуска:  1985
 

Этот любопытнейший светильник знаком многим. И, наверное, описывать его будет излишним делом с одной стороны, с другой же, уж если описывать, то во всей полноте существующих версий и обладая всей компетентностью в этом деле. Я же ничем указанным не обладаю и оставляю, так сказать, базовую версию этого светильника на ваше обозрение. К сожалению, пока только внешнее, так как кроме внутренней несущей планки, пока не имею полного набора комплектующих его деталей.

Из коллекции Господинъ хороший. Добавлено: пн, 10.11.14, 00:24
(3)

Комментарии

Это и есть тот самый легендарный «тапок» со стеклопластиковым корпусом? Или какая-то нетипичная модификация? Весёленькая окантовочка как-то непривычно смотрится.

Да, тот самый, "легендарный" если угодно. ) Эта окантовка - шнур, который по принципу замка внутри и снаружи стягивает две половины корпуса.

Она одноразовая/несъёмная? И куда она делась у более поздних версий, там её вроде нет?

Это, так сказать, выходит как раз самой поздней копией. Должна быть у всех. Может быть ты не приглядывался?

По крайней мере цветом он точно к себе внимание не привлекал. Надо будет вот этот светильник изучить повнимательнее, благо он до сих пор на месте и даже используется.

 И тут есть.

Корпус разбирается и собирается на две части достаточно легко. Достаточно просто "разбортировать" резиновый обод.

Помню на родной улице в одном месте висел такой ещё в конце 90-х, только с серой окантовкой, на 400Вт, хотя остальные тапки на той же линии были все на 250Вт, лупил он будь здрав, без преувеличений можно было газету читать, даже на тротуаре настолько светло было от него. Даже ДНаТ250 в ЖСУ08 на которое всё потом сменили освещала заметно хуже, чем этот ртутный 400ник.

Вот, кстати, сфотографировал сегодня. Как-то даже в голову не приходило, что там кантик есть, казалось просто завальцованный стык наподобие РКУ01 «больничная утка».

"Тапки" помню с детства, в Москве таких встречал очень много. Кое-где они до сих пор несут свою нелёгкую службу. Причём иногда не на тросовом подвесе,  а на штанге, в роли "хайльгитлера". Непонятно, почему так делали - то ли в каждом конкретном случае ЖКУ/РКУ/СПЗР не хватало, то ли "тапков" было - хоть попой кушай...


Ну, если говорить про импорт светильников в целом, то я не считаю, что он был крайне велик или давался малой кровью. Наоборот, этот бартер "стоил". Их соотношение было в лучшем случае 50/50 и то уже только к концу 80-ых. Может быть меня опровергнут, но по моим личным наблюдениям такой метод крепления этих светильников обяснялся тем, что их начали поставлять в большинстве в те времена, когда выпуск отечественных консольных светильников еще только набирал обороты, существующих обемов производства не хватало на нужды страны, а большая часть уличного освещения была на растяжках. Из-за этих факторов приходилось в небольших экземплярах прикручивать, а чаще просто приваривать на коленке нехитрый хомут для монтажа на консоли. В любом случае я никогда не наблюдал, что бы таким способом были смонтированы целые городские улицы. Это были частные случаи, расположенные локально во дворах или на территории заводов или автостоянок. И напротив, у нас были целые улицы, где эти светильники примерно с конца 70-ых были смонтированы штатно на проволоку. 

В Москве освещение на растяжках было характерно только для центра, и много где до сих пор используется, так что от наличия либо отсутствия консольных альтернатив это никак не зависело. Думается, значительный импорт "тапков" и "горшков" ORZ-1 объясняется тем, что у нас до самого конца СССР просто не было полноценного отечественного аналога. С консольными светильниками ситуация аналогичная – импортировали что ни попадя, правда рано или поздно всё же появились и достойные отечественные серии (01, 02, 03), которые стали вытеснять импорт.

Я конечно сужу по большей части по Ленинграду и ЛО, но минимум половина импортных светильников появлялась в городе только с начала 80-ых, когда серии 01, 02, 03 уже существовали. Так что не считаю, что они могли что-то вытеснить. С конца 60-ых основными импортными светильниками были LBL-ы трех видов, ORZ-7 и, как выяснилось, в небольшом количестве 1. Из других "стариков" тех лет можно поставить в пример только VBKM, но таких я на наших улицах вообще не встречал, так что этим можно смело принебречь. А вот остальные светильники стали внедряться как раз в первой половине 80-ых. Это и румынские ELBA, и венгерские EKA, и чехословацкие Амбассадоры, и OZR/ORZ 6/7 поздних версий, а так же с индексами 1 и 2, и польские OYC, OYP последних версий, так что импорт только набрал обороты. На одно надомное освещение в 80-ые их часто любили ставить.

Касаемо аналога, то замена ORZ-1 точно была, причем едва ли хуже, учитывая окисление отражателей у первых. Ну или СЗПР-250. А вот подвисной LBL да - светильник хороший и замены ему не было пожалуй, но я могу сказать, что он и не такой распространенный был в масштабах города. Честно могу припомнить только четыре улицы, где я их видел.

Не скажи: 03 серию фактически запустили в производство только во второй половине 80-х. До этого уже были 01 и 02 серии, причём первая – принципиально открытая (без стекла), а у второй модификация со стеклом была крайне редкой. На самом деле у отечественной промышленности были сложности с изготовлением этих стёкол, о чём писалось в соответствующих источниках.

А теперь посмотрим, какие светильники закупали – кроме LBL, имеющих очевидное преимущество над 01 серией в коррозионной стойкости, а надо 02 – в явно уменьшенной массе, в основном это были как раз модели со стеклянными колпаками: VBKM, Z-1, OYP/OYC и др. В Москве, например, на крупные магистрали до середины 80-х ставили исключительно LBL (часто уже с натрием) и ОУС-400. В VIP-случаях (центр города) – нечто из капстран, типа Eclatec или Schreder. Как только был налажен выпуск той же 03 серии, на такие улицы пошла исключительно она. И даже в центре она была, вплоть до замены на 15 серию в конце 90-х.

СПОР никак не является заменой ORZ-1 из-за совершенно другого светораспределения. А ведь расстояние между растяжками при проектировании выбирается с его учётом. То, что отражатели ржавели – так ничто не вечно. Официальный срок службы подобного светильника никак не может быть выше 10 лет, а они висели намного дольше.

СЗПР – тоже плохая альтернатива, во-первых из-за внешнего ПРА (куда его на растяжке девать?), а во-вторых из-за неизбежно худшего КПД в силу наличия толстого призматического стекла.

 

Консольных ORZ в Москве было очень мало. В основном они попадались по области или на ведомственных территориях. Думается мне, что некоторые закупки делались исключительно по политическим причинам, например "поддержать экономику братских стран", даже если сам товар был не особо нужен и конкурентоспособен. В пример можно привести массово завозившиеся к нам довольно неудачные польские светильники ОКПВм, вьетнамский текстиль, венгерскую парфюмерию и много ещё чего.

Ну гляди. Фактически самый ранний РКУ03, который мне доводилось ковырять на запчасти, был 85-ого года. С еще древней квдратной площадкой под патрон. Так что я не просто так считаю, что 84-ый или 85-ый максимум год, это реальная дата начала их выпуска. Впервые они появляются на домах как раз этой даты постройки.

Далее о плафонах. Но у нас в СССР и требования к защите лампового отсека были гораздо мягче, если не сказать, помнили ли о них вообще. По крайней мере те же РКУ/ЖКУ01 и СКЗР выпускали почти до самого развала СССР, причем и в обновленных версиях, тогда как в той же Болгарии даже такие внушительные ящики были с плафоном по умолчанию. А делали их кажется еще с 70-ых годов. Про сложности с пластиком я помню, но согласись и ты, когда уже к концу 80-ых на многих линиях с импортными светильников плафонов не наблюдалось, а то, что их снимали умышленно, это я знаю, то это говорит скорее о том, что соответствующие службы не принимали их в серьез. К слову сказать, вспомни, что даже в 60-ых когда среди импортных консольных светильников были только ORZ-6 и LBL, то наши СКЗПР были со стеклянным плафоном. 

РКУ01 ржавели, но зато их выпуск был очень дешев по сравнению с ценой импортного светильника с плафоном, а свои 10 лет они вполне выдерживали. А ЖКУ02 зато при своем немалом весе был практически неубиваемым. Грешило только УИЗУ. Но ведь речь несколько не обо всем этом. 

Речь ведь шла о том, что наши консольные светильники выталкнули импортные, с чем я согласиться никак не могу и продолжаю считать, что никто никого не выталкивал, а светильники были на равных, как я и писал ранее. И даже к 80-ым их (импортных) количество по отношению к нашим наоборот прибавилось. А вот к концу 70-х как раз наоборот среди отечественных светильников был явный перевес. РКУ01 и СКЗР, да даже ЖКУ02 можно до сих пор отыскать почти на каждой промбазе. К тому же все перечисленные тобой светильники, кроме указанного и мной VBKM и LBL, появились как раз в начале 80-ых.

В плане светораспределения СПОР и ORZ-1 конечно разные, но учитывая, что метод зеркаливания отражателей в те времена был далеко не идеальный, то сравнивать светораспределение и КПД можно было только в первые пару - тройку лет. Далее их светораспределение, прибавляя запыление и нагар, постепенно выравнивалось. А вот СЗПР я подразумевал со встроенным блоком. Не МН. Но правда и то, что мне не известны примеры их использования на улицах. Но альтернативы ORZ-1 все же были. Не было только, как я указал уже, для LBL. 

Кстати, неужели в Москве не были распространены даже поздние версии ORZ? С политикой ты прав конечно, но не она же подталкивала варить к подвесным LBL-ам консоли. ) Я вижу только то, что некоторая часть этих светильников, еще со старых времен попадая в те места, где на проволоку их было физически не повесить, например, внутри заводской территории, проходила такую метафорфозу с креплением просто из-за того, что среди консольных светильников в то время была явная напряженная ситуация. Не эта ли ситуация уже в 80-ых у нас наоборот заставила вешать ставшими в избытке консольные светильники на растяжки? Напомню, что недалеко от моего дома даже Амбассадор висел на проволоке, так как в том месте не было столба. ) Сейчас уже не могу вспомнить, как именно его подвесили.

Насчёт Р/ЖКУ03 – всё верно, их как раз начали выпускать с 1985 года. Но это уже совсем не "начало 80-х".

То, что наши электрики всегда и всюду "упрощали" конструкцию светильников под своё удобство – разговор отдельный. Но проектировались и закупались светильники всё же исходя из того, как должно быть, а не как будет по плохой традиции. Те же светильники СКЗР не зря всегда считались своего рода "вторым эшелоном" и поэтому в Москве их было немного, да и продержались они совсем недолго. В сегодняшней инкарнации их можно сравнить с РКУ06 – никому в голову не придёт освещать столичную улицу этими ржавыми корытами. Вот и закупали что получше, пока своя промышленность это не освоила. Что касается СКЗПРа, то эта архаичная конструкция с внешним ПРА и толстенным стеклом точно так же не выдерживала конкуренции с современными ртутными светильниками, как и СЗПР.

Мне история ртутных светильников видится следующей. На первых порах развития у нас этого вида освещения (60-е годы) доля импорта была довольно большая, взять те же ORZ-1, судя по старым фото в Москве их было полно (впоследствии их позаменяли на "тапки", СПОРы и СППРы). Далее (к началу 70-х) подтянулась отечественная промышленность, освоив СКЗРы и 01, а чуть позже и 02 серию. Но за это время прогресс снова ушёл вперёд, и к концу 70-х за границей начали появляться более совершенные закрытые светильники с зеркальными отражателями. У нас начали их активно закупать, заодно переходя на натрий (с освоением которого у нас обратно были сложности Smile ) и в начале 80-х доля импорта опять начала расти.

То обстоятельство, что в 1985 году у нас тоже начали выпуск чего-то подобного, вовсе не означает, что импорт резко сократился. Не думаю, что объёмы выпуска на ЛЗС были способны легко обеспечить всю страну. Но и расти импорт к концу 80-х тоже никак не мог, ибо начались всем известные экономические трудности, в первую очередь с валютой. Другое дело, что отечественные светильники впервые вышли за рамки того самого "второго эшелона", в котором они обитали до середины 80-х, и заняли равноправное место на улицах рядом с импортом. Вот именно это я и хотел сказать.

Не припомню, чтобы видел "официальные" ORZ-6/7 хотя бы на одной московской улице. Вот в заштатном городишке Прибалтики, где мы отдыхали летом, их было полно (почему-то как и двухламповых LBL, которых в Москве я тоже не встречал).

 

Тот факт, что к подвесным LBLам варили консоли, а консольники тулили на растяжки, является всего лишь печальным отражением неуклюжести советской системы хозяйствования. Где-то дефицит, а где-то пересортица – это было вполне рядовое явление. В Москве, кстати, я ни разу не видел консольников на растяжках. Судя по некоторым старым фото с Pastvu, раньше такая практика существовала (там видно нечто вроде СКЗР на растяжках), но от неё к счастью ушли и начали применять светильники в соответствии с паспортным способом крепления. "Тапки", кстати, тоже в основном вешали именно в качестве подвесных светильников – если это и была консоль, то с "крючком" на конце (на такие же обычно вешались СППРы и СЗПРы).

Александр, к слову ТУ у 03-ей еще от 82-ого. ) Так что разрабатывали его в начале декады.

Написав о монтерах, снимающих плафоны для более удобной замены ламп, я лишь указал общие взгляды того времени на защиту лампового отсека. Не думаю, что производителя в то время еще тоже сильно волновал этот вопрос. Колпаковые версии делали скорее из-за оглядки на импорт, на родине которого эта защита была уже обязательной. А вот СКЗР я никак не могу согласиться сравнить с РКУ06, так как он ничем не отличается от того же РКУ01. Только формой. Такое же диффузное дно и зеркальные отражатели. Минимум у СКЗР не было компенсации. Только вот 007 я никак не могу назвать бюджетным светильником.

В остальном я как раз так и писал. Что в конце 70-ых было преобладанеие отечественных светильников, а к середине 80-ых доля импорта вырасла чуть ли не до 50%. И продолжалось это в аккурат до 91-ого года. Вывод этот сделан на оснавании многочисленных наблюдений дат светильников.

Кстати, намедни у меня появился ЖКУ02...001. Так вот плафон вполне себе приличного качества, ничем не отличающийся от плафонов, скажем у ЖКУ15. Так что мне еще раз видится, что сложности не в качестве пластика были, а скорее в самом производстве этих плафонов или в самой этой необходимости.

Год ТУ не всегда хорошо коррелирует с серийным выпуском. Например, ватровские аппараты 017 серии по ТУ 82 года начали реально выпускаться только в 1987. Точно такая же история и с хКУ03: о запланированном начале их выпуска с 1986 года сообщалось в октябре 1985 г. Так что никак не раньше.

 

Ещё раз хочу подчеркнуть, что взгляды местных монтёров на оптимальность конструкции светильников вряд ли могли повлиять на политику их закупки/разработки. Проектированием наружного освещения традиционно занимались довольно серьёзные НИИ, которые постоянно совершенствовали свою практику и "хотели, как лучше". В частности, о том, что закрытые светильники в эксплуатации экономичнее открытых, писано-переписано много статей в те самые 80-е годы, и работа в этом направлении велась целенаправленно, а не бездумно "вслед за прогрессивным западом".

 

СКЗР я бы не сравнивал с РКУ01 хотя бы из-за заметно более низкого качества первых. Ржавели и теряли покрытие на отражателях они заметно быстрее. Хотя 01 серия тоже была далека от совершенства, недаром где только можно, ей предпочитали аналогичные по сути LBL.

 

Сложности совершенно точно были с выпуском колпаков. Чем конкретно это было вызвано – несовершенством технологии, дороговизной/импортом сырья или чем-то ещё – в принципе где-то об этом писалось, но вряд ли это очень важно. Важен сам факт, что из-за этого даже запланированная версия РКУ07 со стеклом так и не смогла увидеть свет, о чём писали сами её авторы.

Вот это любопытно, так как 03-ая серия была с плафонами уже с начала выпуска. Видимо, не у всех были соответствующие возможности тянуть выпуск плафонов.

Вообще мне интересно, в чем именно была сложность, так как те же рамки были у всех 02-ых. Стало быть не в самом пластике. Может быть не получалось надувать пластик объемно?

Ну рамки были и у СКЗРов. Правда думается, что они из другого материала. Я как раз думаю, что главная проблема была в этом самом материале – парадокс, но при всём развитии советской химической промышленности гранулы приличных пластмасс у нас покупали за валюту, часто в капстранах. Со временем подниму эту статью про РКУ07 (а может, даже помещу её в здешнюю библиотеку), возможно там есть чуть подробнее про проблему со стёклами.

Для СКЗРов применялся белый пластик. Причем это не просто ПММА. При бое эти осколки способны резать как вполне простое стекло. Оргстекло, как правило, такой способностью не обладает. Но если допустить, что камень предкновения в материале. Ведь листы оргстекла были и при советской власти? Конечно, как и многое другое, в магазинах не валялся, но все же. Или нужен был стойкий к УФ? 

Думаю, в сортах оргстекла лучше разбирается Yavanna, а так их великое множество – ПММА, полистирол, полиэтилен НД и ВД, поликарбонат. Для светильников наружного освещения вроде лучше всего подходит последний, по крайней мере сейчас его применяют чаще всего.

На фирме, где когда-то работал, лично установил и подключил не менее 250 светильников фирмы "Трепласт" - 1хЛБ-18, 2хЛБ-18, 1хЛБ-36, 2хЛБ-36. У всех крышки-рассеиватели были из разновидности оргстекла под названием полиметилметакрилат. Очень хороший материал: прочный, не сохнет и не разваливается (как полистирол), не желтеет. Были, конечно, случаи, когда рассеиватель били - но только от случайного попадания чего-то тяжёлого - гаечного ключа, например (если светильник стоит в смотровой яме или на подъёмнике в автосервисе).

Насколько я понимаю, у многих советских светильников для внутрянки рассеиватели были именно из этого материала (он же =ПММА), внешне они выглядели так. Качество было вполне на высоте, в частности у меня штук 6 таких плафонов провалялось на балконе под всеми морозами и лучами солнца около 10 лет, и при этом остались как новенькие. Но для наружных светильников почему-то этот материал не особо применялся, видимо из-за не очень высокой температурной стойкости.

А я вот как раз светильники с такими плафонами снимал как-то штук 50. Правда не помню уже, украинского или российского производства. Те пара дросселей Ватра для ЛЛ, которые я тебе прислал,  в аккурат из них. Так вот плафоны были все в усмерть желтые и колкие. Я отобрал на лестницу только пару штук из всех, которые были наиболее хорошие.

В этом-то и весь прикол: после развала СССР закончилось и качество этих плафонов! Причём на вид они остались почти прежними (видимо давили через те же автоматы), а вот сам материал стал никудышний.